«Егорова Елена Александровна. Персональный сайт педагога».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "РЕЧЕЦВЕТИК"

Возраст обучающихся – 5-6 лет,

Срок реализации программы - 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. У детей с нарушением речи наряду с проблемами устной речи могут возникать в дальнейшем нарушения письменной речи.

Письменная речь (чтение и письмо) представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, и формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. ее  механизмы складываются в период обучения грамоте в дошкольном возрасте.

Причины нарушения чтения и письма уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст, так как  у детей с ОНР недостаточно сформированы предпосылки к овладению письменной речью. Ребёнок,  идущий  в  массовую школу из логопедической группы, испытывает большие трудности в обучении  чтению и письму. Ранняя  диагностика  и  своевременное  оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем  обучении  чтению и письма .  Своевременное выявление этих нарушений чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми по предотвращению нарушений письменной речи.

У многих детей с ОНР отмечается запаздывание сторон литерализации, или более позднее выявление ведущей руки, что приводит к трудностям пространственного восприятия и ориентировок в пространстве. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

  Основной целью методической программы является развитие нарушенных механизмов и  активизация процесса  формирования предпосылок правильной письменной речи.

Работа по профилактики оптической дислексии и фисграфии решает такие задачи

- развитие зрительного восприятия (предметного и буквенного гнозиса),

- развитие анализа и синтеза;

-  уточнение и увеличение объема зрительной и буквенной  памяти;

- формирование оптико-пространственного представления; 

- развитие  зрительно-моторных навыков.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет подготовительной к школе группы 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более 30 минут. Дети набираются в группу для занятий без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятии  – 12 человек.

Данная программа предполагает групповые формы организации деятельности детей на занятии - совместная деятельность детей в группе.

Структура проведения занятий:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу, вызвать интерес к совместной деятельности.

Часть 2. Продуктивная (основная)

Цель продуктивной части – закрепление и отработка полученных знаний, умений, навыков, практическое применение детьми имеющихся компетенций и овладение новыми.

Часть 3. Завершающая

Цель завершающей части – подведение итогов занятия (обобщение), получение ребенком положительных эмоций от занятия, переключение на другой вид деятельности.

 

Реализация целей и задач программы нацелена на достижение прогнозируемых результатов освоения детьми программы.

С целью оценки эффективности педагогических действий и  их дальнейшей оптимизации, отслеживания степени овладения обучающимися содержания про­граммы, в течение учебного года ведется систематический контроль за достижением детьми прогнозируемых результатов освоения программы.

 

Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Методы контроля, способ получения информации

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уров­ня развития механизмов нарушенных при оптической д.

Педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тести­рование, анализ детской деятельности.

Текущий контроль

В течение всего учеб­ного года

Определение степе­ни усвоения обучающимися программного мате­риала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повыше­ние ответственности и заинтересованно­сти воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обуче­ние. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое на­блюдение, беседа, опрос, тести­рование, анализ детской деятельности.

Итоговый контроль

В конце учебного года

Определение измене­ния уровня развития детей, их творческих способностей. Опре­деление результатов обучения. Ориенти­рование обучающихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совер­шенствования образо­вательной программы и методов обучения.

 

Беседа, опрос, тести­рование самоана­лиз, педагогическое наблюдение, анализ детской деятельности в процессе спектакля, этюда-постановки, концерта, утренника, творческого задания, сюжетной игры; участие детей в конкурсах, фестивалях, праздниках.

 

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.

Достижения ребёнка в образовательной деятельности могут фиксироваться в карте развития ребенка, различных шкалах индивидуального развития, протоколе обследования детей. Педагог самостоятельно выбирает инструмент фиксации достижений обучающихся.

 Таким образом, планомерная систематическая коррекционн-профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии с использованием традиционных и инновационных подходов повысит эффективность формирования основных предпосылок оптически грамотного чтения и позволило предупредить возникновение оптических трудностей  или значительно снизить в дальнейшем в школе. 

Авторы-составители:

Егорова Елена  Александровна учитель-логопед,

Миронова Оксана Вениаминовна учитель-логопед

 

6 марта 2016 в 23:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.